ЯиМоре - новости курортов Краснодарского края

Клин – город «семейный»: он разместился на берегах речки с милым названием Сестра. Кстати, считается, что водоем назвали так не от избытка родственных чувств: «Сестра» – переделанное финно-угорское слово со значением «поток».

Река Сестра. Типичный пейзаж средней полосы России…

Название «Клин» тоже связано с водной стихией: скорее всего город назвали так из-за того, что основан он был на узком участке суши, который «вклинивался» в реку. А вот когда именно это было, теперь точно не скажешь: вроде бы в XIII столетии здесь уже существовало укрепленное городище, и основал его князь Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо… Но городской статус и герб Клин получил только в конце XVIII века. На гербе, кстати, красовался почтальон: как-никак, городок располагался на почтовом тракте из Санкт-Петербурга в Москву!

Успенская церковь.

Почтовый тракт обеспечивал городу авторитет, но с появлением железных дорог Клин утратил стратегическое значение, окончательно превратившись в тихого провинциала. Именно в этом сонном городке, вернее, на самой его окраине, в 1892 году снял домик с садом Петр Ильич Чайковский…

Главная нота

Клинская идиллия длилась недолго: в 1893 году Чайковский умер в Санкт-Петербурге от холеры, а через несколько лет брат композитора выкупил домик в Клину и создал здесь мемориальный музей. Впрочем, эту историю подробно узнает любой посетитель усадьбы, ведь именно с дома Чайковского удобнее начинать знакомство с Клином. Правда, музей находится в стороне от центра: от вокзала сюда можно доехать на автобусах № 30, 37, 40, 17, 18 или на маршрутных такси № 5, 13, 14, 18. Зато потом прогуляться назад, к Привокзальной площади, осмотрев по дороге прочие клинские достопримечательности.

У памятника
П.И. Чайковскому.

Дом-музей композитора.

Таких домиков в Клину много.

Музейный комплекс состоит из современного здания с билетными кассами и сувенирными магазинами, парка и дома Чайковского. Самостоятельному туристу имеет смысл взять аудиогид: мемориальная экспозиция лишена каких-либо пояснительных табличек, а ориентироваться по книжке-путеводителю не очень удобно. Кроме того, в доме композитора для полноты впечатления нужна музыка, и ее-то как раз в наушниках предостаточно: и звучание рояля в гостиной, и мелодии, посвященные людям на фотографиях. Когда рассказ завершается, в наушниках еще долго звучат фрагменты произведений Чайковского – можно молча гулять по комнатам под этот саундтрек.

Соборная и советская

Путь от музея к центру города идет по улице Чайковского. По дороге попадется мостик через речку Сестру с обязательной для любого моста в любом городе России коллекцией свадебных замков. Затем улица выводит к перекрестку перед смысловым центром города, Советской площадью. Разумеется, Советской она стала только после революции, а до того носила тоже вполне традиционное название – Соборная. Здесь находился главный городской храм – Троицкий собор, а также Воскресенская церковь с колокольней. За годы советской власти постройки сильно обветшали, тем более что в Троицком соборе долго размещался Дом культуры (кстати, памятник Чайковскому на площади стоит к зданию спиной – как шутили местные жители, не хочет расстраиваться). Несколько лет назад собор все-таки вернули верующим и начали реконструировать, но процесс идет медленно.

Город вроде маленький, а площади в нем большие.

А чтобы увидеть самый старый из храмов Клина, нужно на перекрестке свернуть направо и пройтись вдоль улицы Папивина. Минут через десять в глубине двора появится Успенская церковь, заложенная, по преданию, во второй половине XVI века. Предание яркое и мрачное: оно гласит, что Иван Грозный, отправляясь в карательный поход на Новгород, сперва посетил Клин, и именно в этом храме правителя торжественно встретили хлебом-солью. А ночью царевы опричники учинили в городе разбой. Правда, в других версиях предания говорится, что церковь построена именно в память об убитых опричниками горожанах. А точно известно только, что кирпичный одноглавый храм – самая старая сохранившаяся постройка Клина.

На улице Чайковского – колеса и продукты.

Комплекс торговых помещений «Торговые ряды».

На Советской площади есть и светские памятники. Самый эффектный – торговые ряды. Клинский «торговый центр» появился между 1886 и 1888 годами на месте сгоревших деревянных купеческих лавок. Традиционный для того времени псевдорусский стиль богат башенками и «кокошниками» из красного кирпича. Сохранились даже кованые двери с надписью «Иванова лавка, 1886 год, работал Тимофей Чилышов».

В сквере за торговыми рядами можно познакомиться с самой милой представительницей клинской уличной скульптуры – статуей «Девочка-грибница». Скульптура работы Федора Каменского была отлита на Урале, на Каслинском заводе, и красовалась в парке усадьбы Золино близ Клина. После революции девочку в пылу классовой борьбы сбросили в пруд, где она и лежала до 1930-х годов. Затем изваяние выловили и нашли ему применение: маленькая собирательница грибов украсила сквер, а позднее ее превратили в фонтан. Кстати, девочка отжимает мокрый подол платья (по сюжету она попала под дождь во время грибного похода), так что в окружении водяных струй смотрится естественно.

Ностальгия по Тимуру

Дом Чайковского в рекламе не нуждается, а другой мемориальный музей Клина оказался подзабыт и стерт с экскурсионных маршрутов. Речь о музее Аркадия Гайдара на одноименной улице. В Клину Гайдар прожил последние мирные годы своей жизни: в 1938-м он снял комнату в домике сапожника Чернышова, женился на дочери хозяина Доре, написал «Тимура и его команду»… А в 1941 году отправился корреспондентом на фронт, где и погиб.

Здесь зародилось и тимуровское движение: первый в стране волонтерский отряд, названный в честь героя книжки Гайдара, создали в 1940 году шесть подростков клинской школы № 2. Волонтеры-тимуровцы до сих пор опекают местных ветеранов, а заодно шефствуют над музеем писателя.

Сам музей мал и скромен – «домик-крошечка в три окошечка», как охарактеризовал его когда-то Гайдар. Зато обстановка уютная, а смотрители рады нечастым гостям – показывают стенды с рисунками школьников по мотивам гайдаровских книг (Чук и Гек в представлении нынешних детей выглядят как гибрид эскимосов и инопланетян) и приглашают погулять по саду. Словом, зайти сюда стоит.

Новый год forever

Когда Чайковский выбирал место для спокойной работы, он вряд ли думал, что Клин тематически подходит к его творчеству. Во всяком случае, к одному произведению подходит точно – к балету «Щелкунчик». Ведь здесь находится самое старое в России производство елочных игрушек!

Игрушечный промысел появился благодаря князю Александру Меншикову, потомку того самого знаменитого сподвижника Петра I. Хотя сам князь о своей роли в развитии елочного дизайна даже не подозревал – заметив, что земли в родовом имении Александрово Клинской области богаты кварцевым песком, он открыл стекольный завод. Где завод – там и мелкие кустарные производства, на которых создавались не только полезные в быту лампы и бутылки, но и стеклянные бусы. Когда распространился обычай украшать рождественские елки, бусы оказались вполне пригодными для праздничного декора, а вскоре умельцы освоили другие виды игрушек – главным образом шарики. После революции появились трудовые артели, со временем они вошли в объединение «Елочка». А в 2000 году изделия ОАО «Елочка» были признаны народным художественным промыслом.

В музее елочных игрушек новогодняя атмосфера царит всегда.

Сотрудница ОАО «Елочка» работает в цехе росписи елочных игрушек.

Елочным игрушкам вообще и местной продукции в частности посвящен музей под названием «Клинское подворье» – нарядное здание с башенкой на Староямской улице, в которую переходит улица Ленина. В 12 залах новогодняя атмосфера поддерживается в любой сезон. Посетителям показывают избушку кустаря-стеклодува и приводят в цеха, где мастера выдувают и украшают новенькие игрушки (любопытно, что технология за полтора века почти не изменилась). Кроме того, в музее собрали впечатляющую коллекцию старинных елочных украшений. Это редкая возможность увидеть полный набор фигурок «Сказка о царе Салтане», разобраться, что такое «монтажные игрушки» и как появляется картинка на внутренней стенке полупрозрачных шариков. Еще в залах музея множество елок – ретроелки, советские, дизайнерские… Завершается экскурсия возле впечатляющей 10-метровой ели, установленной в башне здания. А одно из помещений так и называется – «Зал Щелкунчика»: елка здесь украшена «по мотивам» сказки Гофмана, а посвящена, естественно, земляку – Чайковскому.

В общем, уже понятно, что лучший сувенир из Клина – елочная игрушка, благо, новогодние украшения в фирменном магазине при музее продаются в любой сезон. Вопрос только в том, что выбрать: шар с городским гербом, Щелкунчика или звонкий колокольчик как напоминание о том, что Клин – город звучный.